Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Информационно-методический кабинет

Дата: 7 апреля 2016 в 16:22, Обновлено 15 июня 2017 в 16:45

Информационно-методический кабинет учреждения дошкольного образования  - одно из средств обеспечения деятельности по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. На сегодняшний день он является основной базой накопления и систематизации методического материала, оказывающей помощь педагогам в получении и применении необходимой информации.

Целью работы информационно-методического кабинета является учебно-методическое, информационно-ресурсное, консультативное, опытно-экспериментальное и диагностическое обеспечение образовательного процесса для совершенствования качества образовательной работы учреждения дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями.

Задачи работы информационно-методического кабинета:

·         создание и поддержание фонда научно-методического обеспечения дошкольного образования (учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования, программно-планирующая документация воспитания, учебно-методическая документация, учебные издания, информационно-аналитические материалы).

·         совершенствование методического обеспечения и материально-технической базы образовательного процесса путем оснащения его литературой,  наглядными пособиями,  раздаточными дидактическими материалами, техническими средствами обучения и т. д.;

·         оказание помощи педагогам по применению передовых педагогических технологий, методов, форм и средств обучения и развития воспитанников;

·         изучение,  обобщение и распространение передового педагогического опыта;

·         содействие повышению и совершенствованию педагогического мастерства молодых специалистов,  начинающих педагогов;

·         совершенствование форм и методов контроля обучения и развития  воспитанников в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования;

·         обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников. 

Содержание деятельности информационно-методического кабинета

- оформление информационного стенда и постоянное обновление информации на нём;

- изучение профессионального роста и развития педагогов;

- изучение, анализ, пропаганда и внедрение передового педагогического опыта;

- осуществление организационно-методической помощи педагогам  в организации педагогической деятельности, содействие деятельности творческих групп;

- систематизация материалов, поступающих в методический кабинет, обеспечение оптимального доступа педагогов к любой необходимой информации;

- разработку и систематизацию методических рекомендаций по различным направлениям педагогической деятельности;

- подбор и систематизация тематических разработок, организация выставок;

- организацию повышения профессиональной компетентности  педагогических работников по различным направлениям педагогической деятельности;

- проведение мероприятий с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами;

- организация консультативной помощи педагогам;

- аттестация педагогов.

Информация о поступлениях в информационно-методический кабинет доводится  до педагогов через:

информационные стенды;

презентации фондов методического кабинета на совещаниях и семинарах;

информационно-методические выставки.

Комплектование методического кабинета

Информационно-методический кабинет  находится на втором этаже учреждения дошкольного образования. На базе кабинета организована работа педагогической медиатеки. Благодаря локальной сети обеспечивается постоянный доступ к электронным базам методического кабинета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  "Подбор наглядного и дидактического материала к занятиям"

Применение наглядных методов на занятиях в дошкольном учреждении очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников 
Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Таким образом, наглядные методы — наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран — способствуют формированию у детей младшего возраста четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности. Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
Все это является важным в развитии личности ребенка.
К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:
-наблюдение;

-рассматривание картин, иллюстраций

-демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;
- демонстрация наглядных пособий;

- показ изображений с применением ИКТ.

Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида. это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетели синички, сойка, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды.

Рассматривание картин с младшего возраста - помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картина дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка. На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.

Наглядный метод: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:
1) расширение знаний детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.
В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание. 
Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца
Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. К сожалению, в массовой практике нередки случаи, когда воспитатель объясняет или показывает детям то, что они уже умеют делать. В результате ребенок «привязывает инструкцию» к конкретной ситуации. Подобная же работа в других условиях вновь требует разъяснения. В результате получается «выученная беспомощность». Если педагог хочет развить у детей самостоятельность, творческие способности, он должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми. 
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал, он помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности.

Например, при обучении счету можно предложить детям реальные (мячи, каштаны, куклы) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, равенстве или неравенстве. В этом случае главную роль играет зрительный анализатор.

В другой раз эти же самые счетные операции можно выполнить,, активизируя слуховой анализатор, например, предложив подсчитать количество хлопков, ударов в бубен и др. Можно «считать, опираясь на тактильные, двигательные ощущения.

Использование наглядности в обучении математике необходимо. Однако воспитатель должен помнить, что наглядность не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранная наглядность повышает эффективность обучения, вызывает живой интерес у детей, облегчает усвоение и осознание материала.

На занятиях широко используются пособия-аппликации(таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости с помощью магнитиков или другими способами), фланелеграф. Эта форма наглядности дает возможность детям прини­мать активное участие в изготовлении аппликаций, делать учебные занятия более интересными и продуктивными. Пособия-аппликации динамичны, дают возможность варьировать, разнообразить модели. Например, с помощью фланелеграфа удобно перегруппировывать геометрические фигуры, решать арифметические задачи и примеры.

Особые требования предъявляются к методике использования наглядного материала. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использованный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения как недостаточное его использование, так и излишки.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в соответствии с ними подбирать наглядный материал.

Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, то можно ограничиваться небольшим количеством средств. В младшей группе, знакомя детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе. И этого бывает достаточно для одного занятия. При ознакомлении детей пятого года жизни с новой геометрической фигурой — треугольником — воспитатель демонстрирует разные по цвету, величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры, т.е. количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядно­сти на одном занятии.

Формирование у детей представлений и понятий о величине и форме просто невозможно без наглядности. В связи с этим используются разнообразные фигуры как эталоны формы, графические и модельные изображения формы. Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложения нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в соответствии с ними подбирать наглядный материал.

Использование наглядности в педагогическом процессе детского сада способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений и тем самым развитию любознательности, значение которой в учебной деятельности трудно переоценить.


Список литературы:

1.Учебная программа дошкольного образования.

2.Дошкольная педагогика. Конспект лекций. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В.- М.:Издательство: Феникс, 2004.- 384с.
3.Занков Л. В. Наглядность и активизация дошкольников в обучении, М.,2008

Мастер-класс для молодых специалистов

(2-ой год работы)

Инновационные технологии по обучению детей рисованию

Рисование по сырой бумаге.

Для рисования понадобятся: кисточка, акварельные краски, бумага, салфетки, емкость с водой.

Сначала лист бумаги смачиваем чистой водой, кладем под него салфетку, лоскуток, дощечку или стекло. Затем рисуем все что угодно, наносим изображение кистью или пальцами. Получается рисунок как размытый под дождем или в тумане. Если надо рисовать детям – подождать пока рисунок высохнет, набирать на кисть густую краску.

Эту технику можно использовать со 2-ой младшей группы.

Темы:

Средняя группа - «И поплыли по небу облака», «Аквариумные рыбки», «Зайчики на поляне»,

Старшая группа - «Летний дождик», «Воробушки зимой», «Мой любимый маленький друг».

Рисование по мятой бумаге.

Для этой техники рисования нам необходимо будет сжать лист бумаги, после чего распрямить сжатый лист, нанести фон, рисунок.

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается его структура), краска при закрашивании делается более интенсивной, темной: это называется эффектом-мозаикой.

Рисовать по мятой бумаге очень просто и начинать это можно в любом возрасте. В старшей группе дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместите рисунок в паспорту. Совсем другое дело!

Рисование восковыми мелками или свечой.

Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила.

Эта техника рисования используется для росписи пасхальных яиц.

Для рисования понадобятся: восковой мелок или свеча, розетка с краской, тампон или кисточка.

Такой способ рисования можно использовать со 2 младшей группы. (Восковой мелок рисует что угодно, а потом наносим краску).

Темы:

2 младшая группа - «Солнышко согревает травку»

                                 «Дождливые капли»

                                 «Лесные красавицы»

Средняя группа       «Веселые зайчата»

                                 «Рыбки в аквариуме»

                                 «Смешной снеговик»

Старшая группа      «Утренняя зарядка»

                                 «Пушки с пристани палят»

                                 «Красавица ель».

Расплывчатый рисунок.

Нанести густую краску на бумагу, подождать, пока рисунок высохнет, и опустить на секунду – две в тарелочку или поднос с водой и рисунок получается расплывчатый. В этой технике можно использовать не только акварель, но и гуашь.

Занятия с использованием этой техники проводятся со средней группы.

Темы:

«Дождь»

 «Туман»

«Чудесная картинка»

Один из видов мозаики. Чудесна она тем, что ее можно выполнять без ножниц, а для работы понадобится клей, цветная бумага и ФАНТАЗИЯ.

Этот вид мозаики можно проводить со старшей группы, а как элементы можно использовать в средней группе.

Тематика работ может быть разнообразной. Вначале мы придумываем рисунок, а затем начинаем отрывать необходимой величины кусочки бумаги и приклеиваем к фону. Если мы делаем реку – бумагу, намазанную клеем, можно слегка сжать. Таким образом можно делать и деревья.

Разновидность: эту технику мозаики можно сочетать с обыкновенной мозаикой, коллажем или оригами.

Пальцевая живопись «Печать от руки».

Краски наносятся на лист пальцами, ладошкой. Краска наливается, если рисуется ладошкой, в блюдце; в плоские баночки – вода. После работы ладошка вытирается салфеткой.

Для этой техники нам понадобится акварель. Ладошку обмакиваем в краску. Эту технику рисования можно использовать с 1 младшей группы.

Темы:

 «Перчатки для котят»

 «К нам пришел Кузька»

 «Индеец»

Темы могут быть предложены самими детьми.

Игры – занятия с ручками.

На занятии используется рука друга как трафарет. А позднее самостоятельно.

Здесь можно использовать не только краски, но и мелки, карандаши и фломастеры. Вначале  ручку обводим карандашами, затем красками.

Темы:

 «Сказочные птички»

 «Наши овощи»

Рисование поролоном, ватой или тканью.

Рисовать можно поролоном, ватой и тканью (плоской или свернутой в трубочку). Для этой техники нам необходима будет розетка плоская с краской (можно взять несколько красок разного цвета). Затем берем поролон, вату или ткань, обмакиваем в краску, а затем оставляем отпечаток на бумаге. В зависимости от формы ткани или кусочков поролона – оттиски отличаются.

Темы:

«Полевые цветы»

«Котенок по кличке «Гав»

«Волшебные краски осени»

Рисование клеем (канцелярским).

Игра «Витражи»

«Витраж» в переводе с французского обозначает «разноцветный» или украшение живописью стекла.

 Для выполнения этой техники необходимо иметь: цветные карандаши, акварель, силикатный клей, пипетка.

Способы рисования:

 А.  Карандашом прорисовывают контур и по контуру пипеткой наносят силикатный клей. Клей высыхает и не дает растекаться краске.

 Б.  На колпачке вырезают тонкую дырочку. Клеем наносится контур изображения – ВЫПУКЛЫЙ РИСУНОК. Когда клей высохнет – наносят жидкую краску, чтобы она свободно растекалась в пределах наклеенного контура.

В.Вначале рисуют изображение краской, а когда оно высохнет, сверху наносят слой клея – ОБЪЕМНЫЙ РИСУНОК.

Граттаж.

В переводе с французского означает скрести, царапать. Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке – в процарапывании.

Техника рисования:

Нанести цветной фон акварелью и подсушить бумагу. Весь фон полностью затереть воском, парафином или просто свечой. Налить в розетку черной гуаши или туши, добавить немного шампуня и тщательно перемешать. Затем покрыть этой смесью парафиновый лист.  «Холст» готов.

Затем взять заостренную палочку и выцарапать рисунок. Чем не гравюра?

Эту технику хорошо осваивать только тогда, когда у ребенка хорошо развит глазомер и координация движений.

Темы:

«Рождественская ночь» - чуть поцарапали, и на небе зажглись яркие звезды, тонкий месяц выглянул из-за туч.

«Что за звездочки резные на пальто и на платке?» - ни одна снежинка на другую не похожа.

«Ночной мотылек» - яркий фонарь показался любопытному мотыльку солнцем. Нет, малыш, это всего лишь фонарь!

«Волшебная поляна» - кто-то недобрый закрашивает лесную поляну черной краской. Ничего страшного – вот появилась нарядная бабочка, а вот цветок поднял голову.

«Дворец для Снегурочки» - нарисуй сказочный дворец Берендея, в котором живет Снегурочка.

«Вечерний город».- Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой…

«У семи гномов». Гномы – добрый и трудолюбивый народец! Представьте, что вы пришли к ним в гости.

«Ветер по морю гуляет» - Летит кораблик на всех парусах по безбрежной водной глади.

Рисование краской из тюбика.

Рисовать краской можно прямо из тюбика. Но необходимо научить детей

выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получают ВЫПУКЛЫЙ РИСУНОК.

Недостаток этой техники в том, что краска может осыпаться (нужно аккуратно хранить работу).

Если размыть краски – выпуклость уходит полностью или частично, но зато получают разные оттенки этого цвета.

Цветные ниточки.

Возьмите нитки длиной 25-35см, окрасьте их в различные цвета, выложите их, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте! Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист… А нитки-то волшебные!

Давайте попробуем?

Темы:

«Морозные узоры» - окрасим нити в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.

«Страна цветных снов» - нити окрашены в краски темных и холодных тонов.

«Вологодские кружева» - выложим нити на вырезанные из бумаги воротники или кокошники. Правда, красиво?

Монотипия.

Краска (гуашь) наносится на целлофан или кусочек бумаги, или оргстекло, а уже потом «это» прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. Получается различный фон, в зависимости от направления растирания, размера пятна.

Разновидность: Лист складывается пополам и краска наносится на одну сторону листа, потом лист складывается – зеркальное изображение – прижимается и растирается ладонью или пальцами. Используют одну или несколько красок. Так изображают деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде вырезают бабочку, платье, цветок. Можно дорисовать детали.

Темы:

«В стране двухляндии»

«Каких я видел бабочек»

«Зазеркалье».

Печатка.

Используется для многократного изображения.

Для исполнения этой техники необходимы: лист бумаги, краска, ластик.

Рисуем на ластике задуманный рисунок, затем обрезаем ненужные части и опускаем в розетку с краской и отпечатываем на листе бумаги.

Эту технику рисования можно вводить со 2 младшей группы.

Темы:

2 младшая группа – «Цветы для пчелки», «Май», «Бабочка, порхающая над лугом»

Средняя группа – можно давать детям геометрические фигуры.

Старшая группа – в старшей группе используются те же печатки, что и в средней.

Набрызгивание.

Для этой техники рисования необходимы: зубная щетка, стека (можно расческу с мелкими зубцами). Щетки могут быть разного размера. Ими рисуют или разбрызгивают краску.

Эту технику рисования лучше начинать осваивать летом на прогулке, так как не всегда капли ложатся в нужном направлении.

Темы:                              

«Салфетка для мамы»

«Снегопад» (на цветном фоне)

«Закружила осень золотая»

Тонирование.

Для использования этой техники рисования необходимо будет иметь: тампон (марля, поролон), штемпельная подушка, в которую ложится кусок поролона, смоченный в краску (тушь, чернила0 или краска наливается в штемпельную подушечку. Технику можно использовать со 2 младшей группы.

Темы:

2 младшая группа – «Одуванчик», «Сугробы», «Солнечный зайчик»;

Средняя группа – «Пушистые щенки», «Детки в клетке»;

Старшая группа – тонирование сочетается с трафаретом, шаблоном.

Трафарет.

Для использования этой техники нам понадобятся трафарет – лист бумаги, на котором вырезан какой-либо предмет.

Трафарет кладем на лист бумаги, придерживаем левой рукой, - правой закрашиваем краской то, что вырезано (белый не закрашенный предмет).

Для этой техники мы можем использовать как краски, так и карандаши с фломастерами.

Использовать эту технику рекомендуется со 2младшей группы.

Темы:

«Аквариум», «В царстве Нептуна», «Джунгли».

Кляксография.

Для использования этой техники нам понадобятся: лист бумаги, краски. трубочки для коктейля.

Разновидности:

А. Капнуть кляксу, определить, на что она похожа, дорисовать недостающие детали.

Б. Капнуть кляксу, подуть на нее, затем определить, на что она похожа.

В. Нанести кляксу, затем, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся каплей создать изображение.

Этот способ рисования способствует развитию воображения.

Витраж.

Это один из видов мозаики. Здесь вместо цветной бумаги под прорези узора или другой композиции подкладывают прозрачные подцветки из слюды, светофильтра, а если их нет, то используют вощеную или просмоленную бумагу. Такие подцветки особенно красиво мерцают в плоских или объемных изделиях подвешенных или укрепленных в проемах окон, дверей.

Такая техника изготовления мозаики используется со старшей группы.

Темы:

«Елочные игрушки-фонарики»;

«Волшебный ларец»;

«Маски».

Пушистый рисунок.

Для этой техники нам понадобится свеча или мыло, акварель. На бумагу наносится любой жирный слой (свечой, просто ладошкой, мылом и др.) Затем рисуют сверху краской рисунок, и получается пушистый, как бы ощетинившийся рисунок.

Эта техника рисования используется со средней группы.

Темы:

Средняя группа – «Забавный зайчонок», «Как мы в лес ходили»;

Старшая группа – «В гостях у сказки», «Кривые зеркала».

КОЛЛАЖ.

Коллаж – это сочетание аппликации и рисования. Коллаж создают путем прикрепления к плотной нейтрального тона основе материалов, отличающихся фактурой, цветом и способом соединения. Так, для коллажа берут бумагу разной плотности и окраски, ткани, вату, нитки, кожу, мех, вырезанные картинки, фотографии и по-разному их группируют, комбинируют друг с другом. Можно использовать любой бросовый материал и природный (пух камыша или тополя, опилки и т.д.)

Рекомендуется пробовать проводить такой способ изображения со средней  группы.

Темы:

 «Цыпленок Пиня»

«Мохнатый песик»

«Чебурашка»

«Вини-Пух»

Объемная аппликация.

Объемная аппликация постепенно переходит в конструирование. Бумагу или ткань наклеивают не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивают на картонные коробки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева ит.д. Такие коллажи хороши на картоне или фанере. В объемной аппликации можно использовать элементы оригами.

Данный вид аппликации используется в старшей группе и на любую тематику.

Мозаика из бумаги.

Она выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких геометрических фигур и путем прорезывания нескольких слоев основы в

узкой форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.

Технология изготовления мозаики следующая: вырезанные элементы в форме геометрических фигур подбирают в соответствии с формой и цветом изображаемого предмета, его частей, заполняют ими контуры фигуры и прикрепляют на плотную основу клеем. Необходимо так же подобрать по цвету и фактуре фон.

Использовать можно со средней группы.

Темы:

«Цветы», «Бабочки», «Жуки», «Грибы», «Лесная полянка» и т.д.

Оригами «Бумажный мир».

Слово «оригами» обозначает «искусство складывания из бумаги». Этот вид искусства возник в Японии, в период Хэйан (794-1185г.г.)

По-японски «ори» - сложенный, «ками» - бумага. В японском языке слова бумага и бог сходны по звучанию.

Учить детей складывать фигурки из бумаги можно со старшей группы, но некоторые элементы можно давать в средней.

 Вначале необходимо научить детей складывать «базовые формы» - двенадцать заготовок, получаемых складыванием квадрата разными способами, а потом на основе базовых форм складываются фигурки.

Волшебные фигуры.

Волшебные фигуры – это геометрические фигуры, используя которые необходимо нарисовать какой-нибудь предмет.

Например, круг – тарелка, часы, мяч и т.д. У воспитателя имеются трафареты со всеми геометрическими фигурами. Перед занятием воспитатель рисует заготовку у ребенка на листе бумаги. И предлагает немного пофантазировать.

Такие методы работы можно использовать со 2 младшей группы.

Старшим дошкольникам можно предложить составить из нескольких геометрических фигур картину или, используя их, нарисовать предметы похожей формы.

Рисунки по схеме.

Для этой техники нам понадобится любой изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры и т.д. Детям по порядку показывают схемы, по которым они рисуют какой-то предмет, растение, животное.

Изображение на схеме состоит из 2-х цветов: черного и красного. Красным цветом на схеме рисуется то, что детям необходимо нарисовать.

Эта техника рисования используется с детьми старшей группы. Тематика разнообразная: «Мы рисуем зоопарк»: морж, морской котик, филин, слон, лев и др.

Музыкально-графические упражнения.

Для этих упражнений нам понадобятся фломастеры или мягкие карандаши. На первых занятиях дается ½ альбомных листа. Длительность упражнений не должна превышать 12-15 минут.

Комплекс  состоит из 20 упражнений. Детям задается определенный темп, ритм, звуковысотность, определенный мелодический рисунок, учитывая и прилаживаясь к двигательной возможности детей. Необходимо учитывать, что временной промежуток между занятиями не должен превышать трое суток.

Например, 11-ое упражнение: исполнить на голос звук «ля» - на одной ноте, желательно высокой, следующим образом: -ля, -ля, -ля, …

Предложить детям нарисовать эту мелодию вначале в медленном, а затем в более быстром темпе в виде точек или зигзага.

Точечный рисунок.

Весь рисунок состоит из отдельных точек. Вначале детям можно дать шаблоны, по контуру которых они ставят точки и после того, как шаблон убирается, получается точечный рисунок – этот способ рисования можно использовать уже в средней группе. Таким способом у детей формируются определенные навыки, откладываются в памяти своеобразные шаблоны.

В старшей группе дети уже самостоятельно, без шаблонов придумывают рисунок.

Тематика разнообразная.

Графический рисунок.

На белый лист накладывается копировальная бумага. Поверх копировки наносится рисунок пальцем, ногтем, палочкой. Снять копировку. Получим графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов. Используется эта техника со старшей группы.

Темы:

«Шторм»

«В пещере горного короля»

«В королевстве кривых зеркал»

«Замки».

Игры-доукраски.

Это игры, в которых ставятся вопросы: «Чего не хватает?», «Как по-другому?»

Детям предлагается один предмет, который создается на основе определенных линий, а затем на его основе рисуется ряд других линий.

Например, «Что за лиска без хвоста?», «Что за норка без крота?», «Что за сад, где только сливы?», «А без тучек дождик был бы?»

Игры с клубочками.

Для этих игр можно использовать и карандаши, и краски. Цель игр заключается в дорисовке клубочков. Используя прием наматывания, приматывания. Таким способом можно изображать животных, птиц, фантастических животных.

Эти игры можно использовать со 2-ой младшей группы.

Используется загадка «Маленький, кругленький, а за хвост не возьмешь» и др., художественное слово «Ставлю карандаш тычком и кручу его волчком».

Темы:

«Прыг-скок в сказку приглашает»;

«Коток – белый лобок»;

«Жаба-рагатуха»;

«Петушок – золотой гребешок»;

« Лисичка со скалочкой».

Игры со штрихами.

Для этих игр необходимо будет взять в руки волшебную палочку, которой может быть любой карандаш, ручка, фломастер или мелок. Дотрагиваемся волшебной палочкой до листа бумаги, и перед нами открываются двери нового для нас государства – страны «Графо». В этой стране есть свой язык – это штрих, линия, пятно, контур, силуэт, декоративная линия, декоративное пятно, геометрический рисунок.

Эти игры используются со старшей группы. Цель их: научить детей при помощи штриха рисовать предметы, передавать их характер. Штрих – это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую.

Темы:

«Приключения цыпленка».

Игры с завитками.

Для этих игр необходимы карандаши или фломастеры.

Цель игр заключается в том, чтобы рисовать предметы  способом «завиток» и при помощи художественного слова обыгрывать их.

Этот способ рисования используется со старшей группы.

К завиточку завиток,

Получился пуделек.

Носиком повел

И друзей себе нашел.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.